Живые помощи: молитва и пояс, зачем 40 раз читают псалом 90 на русском. Вот уже много поколений православных христиан молятся 90 псалмом во время различных скорбей. Ниже мы приведем текст молитвы и ее толкование. Читать онлайн….
- «Живые помощи» – что означает фраза
- Полный текст православной молитвы псалом 90
- На старославянском языке с ударением
- Перевод на русском языке
- В каких случаях читают
- 90 Псалом: текст молитвы на русском языке
- Псалом 90 – это молитва?
- Чудеса, сотворенные молитвой
- Текст на церковнославянском и русском
- Как и сколько читать
- Живый в помощи Вышняго. Как молитва помогает людям
- Гущина Наталья Андреевна
- Петр Егорович Завьялов
- Псалом 144 «Буду превозносить Тебя, Боже мой»
- Для чего читают 40 и 12 раз
- Молитва «Живый в помощи вышняго» толкование, сила молитвы, как помогает молитва
- Пояс с молитвой – православный оберег?
- Как правильно носить
- «Церковный браслет»
- Икона
- Отзывы
- Композиционное построение и толкование
- Толкование
- Обращение Всевышнего
- Церконославянский вариант молитвы «Живый в помощи»
«Живые помощи» – что означает фраза
На самом деле это искаженные первые слова псалма 90, который правильно звучат, как «Живый в помощи Вышнего, в крове Бога небесного водворится…»Первые ее слова постепенно и стали произноситься как «живые помощи», неправильно, но, по сути понятно. Что же означает эта фраза? Ее дословным переводом может быть:
«Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится».
Это значит:
- что человек, всецело полагающийся на Божию помощь, в этой жизни и будущей не будет посрамлен и получит поддержку свыше;
- что тот, кто произносит эти слова, тем самым исповедует, что вверяет себя Господу, не надеется более ни на кого – а еще уверен, что Господь не посрамит его упования, пошлет Свою помощь, оградит от бед; если же и нет, то во всяком случае Бог сотворит со Своим чадом то, что полезно для него, по Своей воле.
Очевидно, что именно эти смыслы вкладывают в слова даже те, кто произносит их искаженно: пусть грамматически неверно, но речь идет о «живой», настоящей, реальной помощи Божией.
Полный текст православной молитвы псалом 90
Православные тексты, переведенные церковнослужителями с древнегреческого, имеют две редакции:
- Более старая версия выполнена на старославянском, и именно ее используют святые отцы во время богослужений.
- Новая версия переведена со старославянского на русский язык совсем недавно, а сделано это было для облегчения воспроизведения текста обычными прихожанами.
Ниже будут представлены оба текста, а какой из них выбрать – решать только вам. Имейте в виду, что молитва имеет одинаковую силу не зависимо от слов. Главное, чтобы она исходила от чистого сердца и была прочитана с душой.
На старославянском языке с ударением
«Живы̀й в по̀мощи Вы̀шняго, в кро̀ве Бо̀га Небѐснаго водворѝтся. Речѐт Го̀сподеви: Засту̀пник мой есѝ и Прибѐжище моѐ, Бог мой, и упова̀ю на Него̀. Яко Той изба̀вит тя от сѐти ло̀вчи, и от словесѐ мятѐжна, плещма ̀ Своѝма осенѝт тя, и под крилѐ Его надѐешися: ору̀жием обы̀дет тя ѝстина Его. Не убоѝшися от стра̀ха нощна̀го, от стрелы̀ летя̀щия во дни, от вѐщи во тме преходя̀щия, от сря̀ща, и бѐса полу̀деннаго. Падѐт от страны̀ твоея̀ ты̀сяща, и тма одесну̀ю тебѐ, к тебѐ же не приблѝжится, оба̀че очѝма твоѝма смо̀триши, и воздая̀ние грѐшников у̀зриши.
Яко Ты Го̀споди, упова̀ние моѐ, Вы̀шняго положѝл есѝ прибѐжище твоѐ. Не приѝдет к тебѐ зло, и ра̀на не приблѝжится телесѝ твоему̀, я̀ко Ангелом Своѝм заповѐсть о тебѐ, сохранѝти тя во всех путѐх твоѝх. На рука̀х во̀змут тя, да не когда̀ преткнѐши о ка̀мень но̀гу твою̀, на а̀спида и василѝска насту̀пиши, и поперѐши льва и змѝя. Яко на Мя упова̀, и изба̀влю ѝ: покры̀ю ѝ, я̀ко позна̀ ѝмя Моѐ. Воззовѐт ко Мне, и услы̀шу его: с ним есмь в ско̀рби, изму̀ его и просла̀влю его, долгото̀ю дней испо̀лню его, и явлю̀ ему спасѐние Моѐ».
Перевод на русском языке
«Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».
В каких случаях читают
Во многих молитвословах псалом надписывается как произносимый «во время бедствия и при нападении врагов».
Давид и Голиаф. Библейская история о том, ак безоружный молодой пастух (будущий царь) убил гигантского воина
Поэтому ответ на вопрос о том, от чего помогают эти слова царя Давида, может быть таким:
- от нападений людей, одержимых злобой; это может быть просто конфликтный человек в семье или рабочем коллективе, а могут быть вооруженные неприятели во время боевых действий;
- от различных бесовских искушений; ведь читающий псалом уповает на Господа, а, по слову Апостольскому «Тот, Кто в нас, больше того, кто в мире» (1 Ин.4:4);
- от колебаний, сомнений в вере, страха за себя, свою жизнь, который также идет от маловерия, недоверия Богу; бывает, что достаточно начать читать слова царя Давида , многократного с опасностью для жизни гонимого, как укрепляется дух, уходят помыслы боязни, неверия; можно думать, что происходит это по молитвам прор. Давида, и, конечно, святых, которыми текст псалма переведен на славянский язык; это ученики свв. Кирилла и Мефодия, люди высокой духовной жизни, благодаря этому сумевшие найти верные слова, тон, проникающие до самого сердца молящегося.
90 Псалом: текст молитвы на русском языке
Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!».Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
«За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».
90 Псалом текст (картинка)
Псалом 90 – это молитва?
Да, но особая. По сути это – не столько прошение, сколько благодарение за оказанную помощь… до того, как она пришла! Ведь слова эти читаются при тяжелых искушениях, опасностях, гонениях. Именно это совершенное, абсолютное упование на Бога, доверие Ему, отгоняют злые силы.
Чудеса, сотворенные молитвой
Молитвенный текст совершал такие чудеса, в которые трудно поверить. Чтобы понимать смысл сказанного в тексте, лучше читать ее на родном языке:
«Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».
Из личного опыта. Моя знакомая рассказала жуткую историю, как еще в молодости к ней стал привязываться парень, который вышел из тюрьмы. Словесные угрозы, демонстрация ножа перед глазами нагнали страху. Она пожаловалась своей матери. Мать записала от руки ей псалом 90.
Моя знакомая носила с собой рукописную молитву. Внезапно у нее нашлись защитники, которые отколотили этого парня. И тут ей вспомнились слова: «только смотреть будешь очами твоими, и видеть возмездие нечестивым». Божья помощь пришла быстро, а парень снова что-то натворил, потом его больше не видели.
Верующие люди псалом 90 ставят наравне с «Отче Наш» и «Богородица, Дево радуйся». Все они призваны спасать людские души от неверия, а тела – от болезней, человека — от разных жизненных неурядиц.
Текст на церковнославянском и русском
Церковнославянский | Русский |
1 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. | 1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, |
2 Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. | 2 Говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» |
3 Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, | 3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, |
4 плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. | 4 Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его. |
5 Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, | 5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, |
6 От вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. | 6 Язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. |
7 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, | 7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: |
8 Обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши. | 8 Только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. |
9 Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. | 9 Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; |
10 Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, | 10 Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; |
11 Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. | 11 Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: |
12 На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, | 12 На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; |
13 На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия. | 13 На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. |
14 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. | 14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. |
15 Воззовет ко Мне, и услышу eго: с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго, | 15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, |
16 Долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое. | 16 Долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое». |
Как и сколько читать
Текст псалма более всего известен на церковно-славянском языке. Его, полный глубоких смыслов, предпочитают многие молитвенники. Однако, если старинные слова непривычны, трудны для понимания, произнесения, можно читать псалом также на современном русском языке.
Особых правил о том, сколько раз и как долго читать 90-й, нет. Многие христиане, сообразуясь с конкретными обстоятельствами жизни своей и близких:
- включают его в утреннее или (и) вечернее молитвенное правило; тогда 90-й читается однократно; так молятся, к примеру, за ушедшего на войну; есть множество примеров, когда по усердной молитве близких Господь действительно спасал жизнь воина;
- читают в течение дня, когда подвергаются искушениям на грех или бывают несправедливо, и чаще всего – раздраженно обличаемы начальствующими, коллегами; опытные молитвенники говорят, что при таких обстоятельствах псалом можно и нужно читать «про себя» столько раз, сколько необходимо, чтобы прекратилось кипение страстей; многие христиане опытно знают, что раздраженный человек постепенно, буквально на глазах, может успокоиться, принять разумные доводы, а то и попросить прощения.
- А о силе и правилах чтения трех Великих псалмов: 26, 50 и 90 — мы рассказали в статье: «Бомбой не разорвёт» — в каких случаях и как читать псалмы 26,50 и 90. Рекомендуем перейти по ссылке.
Живый в помощи Вышняго. Как молитва помогает людям
Живый в помощи Вышняго
Я давно собираю и записываю истории, связанные с 90 псалмом, знаменитой молитвой «Живый в помощи Вышняго…» У этой молитвы, написанной израильским царем Давидом (XI-Xв. до н. э.) по случаю избавления его народа от трехдневной моровой язвы, какая-то особенная судьба именно в России. Многие из этих историй связаны с Великой Отечественной войной.
Читайте также — Псалом 103/104
« Осенью 41-го мне было семь лет, моей сестре Сонечке пять. Так получилось, что в эвакуацию в Актюбинск мы уехали только весной 42-го, поэтому страшную осень и зиму первого года войны были в Москве. Мой папа Гущин Андрей Федотович, несмотря на слабое зрение, добровольцем пошел в ополчение. Там и погиб. Моя мама Александра Филипповна, врач, все время проводила в госпитале, и мы с Сонечкой оставались с бабушкой – Натальей Тимофеевной. Бабушка была из крестьянской семьи, и перебралась к нам в Москву от голода конца тридцатых из Брянской области. Вспоминания о войне у меня обрывочные. Как началась война почему-то не помню, но зато хорошо помню чувство голода, и то, как осенью 41-го ездили с бабушкой на поля собирать капустные листья. Поля находились где-то в районе Сокола. Очень хорошо помню запах и вкус этих листьев – мы их очищали от гнили и ели, подмерзшие, а бабушка варила из них щи, очень вкусные.
Помню, как всю осень говорили про какого-то Гудериана: «Гудериан подошел к Туле, Гудериан подползает к Москве…» У меня, ребенка, это слово «Гудериан» почему-то ассоциировалось с какой-то огромной змеей – аспидом, василиском, я видела таких в книжке. Помню, как однажды мы с бабушкой были по делам в центре, и вдруг пошел снег, и снег был черный. И женщина, проходившая мимо, каким-то срывающимся на визг голосом запричитала: «Господи, пришел конец света!»
Помню, как бабушка, сердитая, крепко схватив меня за руку, сказала: «Никто не знает ни дня, ни часа. И даже если ангел с небес начнет возвещать конец света, да анафема ему будет». Сейчас понимаю, что это были слова из Евангелия. Мы быстро вернулись домой. В тот день я и выучила 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго…» Может быть от недоедания, память у меня в детстве была плохая, мне с трудом далась даже таблица умножения, но молитву я запомнила быстро. Бабушка заставила нас с Соней ее повторять, пока мы ее не выучили. С тех пор мы каждый вечер молились. И еще: бабушка строго-настрого наказала, чтобы мы об этом никому не говорили. За капустными листьями мы ездили почти всю осень, но помню, как однажды соседка сказала, что Гудериан подошел совсем близко, он в районе метро «Сокол», прямо у наших капустных полей. В тот вечер мы долго молились, бабушка, думаю, всю ночь – как сейчас вижу ее, стоящую перед иконой на коленях. А ночью ударил мороз. И техника Гудериана встала.
У меня, ребенка, было такое чувство, что это произошло, потому что мы – я, Сонечка и бабушка, молились. «На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия». А бабушка с утра была такой просветленной, радостной, я ее такой видела только один раз, когда из ссылки вернулся ее старший сын Валериан, уже после войны. Она нам сказала, что в этот день, когда Гудериан стал под Москвой, был большой праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Потом 90 псалом помогал мне еще не раз. Бабушка скончалась во сне в 56-м, когда я уже закончила институт. С войны из пятерых бабушкиных сыновей вернулся только Никанор».
Читайте также — Псалом 136/137
Гущина Наталья Андреевна
«В ряды Красной армии меня призвали в декабре 41-го. Когда уходил на фронт, мама дала мне листок с молитвой «Живый в помощи Вышнего» и велела зашить ее в гимнастерку. Знаю, что у многих солдат эта молитва была зашита. У кого в гимнастерку, у кого в подкладку шинели. Ее еще в народе называли «Живые помощи» или даже «Живые помочи», иногда «Помощи солдата». Знали, что она творит чудеса – обычно матери давали листок с молитвой, написанной от руки. Меня, я так считаю, она спаса не раз. Однажды, подвозил снаряды на лошадях, и началась бомбежка. Решил укрыться вместе с лошадьми – под навесом около дома было свободное место, но один из офицеров, стоявших там, начал на меня кричать: «Куда ты со снарядами! Назад, назад поворачивай!» И только я отъехал назад, на голое, неприкрытое место, как в дом, прямым попаданием упал снаряд. Никого в живых не осталось… До 44-го молитва всегда была со мной, а потом потерялась. Нас повели в баню, и от вшей всю одежду собрали в бак для кипячения. Я молитву успел отпороть, но когда мы парились, началась атака, и листок я потерял. Но молитва эта, я считаю, у меня уже была в сердце. Когда в 44-м ранило, пока был в сознании, молился. Врач мне потом сказал, что я в рубашке родился. «Не придет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих». Закончил войну в Германии, на Эльбе. Прошел через Сталинградскую битву, сражение на Курской дуге, был ранен, но домой к маме вернулся живым, да еще и с боевыми наградами – разве не чудо?»
Петр Егорович Завьялов
«Я родился 4 февраля 1942 года, в Москве. Моя мама – Анастасия Ивановна умерла, когда мне не было и года, у нее был порок сердца, ей было двадцать два. Папу забрали на фронт в августе 41-го, погиб он в 44-м, и воспитывал меня мой дедушка – Павел Степанович и его сестра, я ее называл тетей Раей. От мамы у меня осталась только две вещи.
Фотография, где они с отцом – как раз в день знакомства: молодые, веселые, влюбленные. Это был апрель 1941 года. И еще листок с молитвой «Живый в помощи Вышняго». Бумага, на которой маминой рукой была написана молитва, очень необычная – тонкая, но прочная, я такой больше не встречал. Похожа на бумагу, на которой печатают деньги, но лучше. Откуда ее взяла мама? Загадка… Этот листок с молитвой тетя, обернув в платочек пришивала мне к безрукавке. Когда она ее стирала, она отпарывала платочек с молитвой, а потом пришивала опять. Когда я подрос, тетка заставила меня выучить молитву наизусть. Рос я дворовым, уличным, и мамина молитва, я считаю, меня не раз спасала. Послевоенные дети, мы были очень рисковые – и гранаты держали, и патроны, у меня, например, целый арсенал был – это считалось шиком, один пацан со двора так и погиб.
Случались серьезные драки – с кастетами, ножами, но ничего, Бог миловал. Многих ребят, в сущности неплохих, затянуло воровство. И хотя рос я без родителей, но даже институт закончил. Молитва меня хранила. «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небеснаго водворится». Когда был уже взрослым, этот полуистлевший листок куда-то задевался. Я поискал- поискал и забыл о нем. А однажды, через годы, он сам нашелся – выпал из книги. И я его в карман положил. В тот день поехал в командировку в Орел, ехали мы в машине втроем, и ночью случилась авария. Мои товарищи погибли, а мне – ничего.
Раньше я не задумывался, но сейчас, с возрастом, когда у самого и дети, и пять внуков, ночами часто думаю о маме. Думаю о том, что она чувствовала тогда, осенью и зимой в первый год войны, в Москве, что думала, когда я родился. Получается, она дала мне жизнь, ценою своей жизни» Леонид Петрович Мозганов.
Войны только начинают люди, заканчивает их Сам Бог. Без учета этого даже самая подробная летопись Великой Отечественной войны будет неполной. К сожалению, тема духовного, молитвенного подвига нашего народа в годы войны – тема малоизученная. И мы просим Вас, дорогие читатели народной «Российской газеты», присылать нам свои свидетельства помощи Божьей во время Великой Отечественной войны. Давайте писать эту летопись вместе.
В сокращении опубликовано в Российской газете
Псалом 144 «Буду превозносить Тебя, Боже мой»
Для чего читают 40 и 12 раз
Оба числа имеют символическое значение полноты, завершенности. Именно поэтому многие, например, молясь за близкого человека, когда он подвергается опасности:
- исходя из того, что 12 часов – продолжительность дня, читают 90-й каждый час;
- берут на себя обет читать псалом 40 дней подряд – именно столько, например, постился Господь перед выходом на проповедь;
- при черезвычайных обстоятельствах словами 90 псалма молятся 40 дней подряд по 40 раз за «один подход».
Тот и другой образ чтения – посильный молитвенный подвиг для спасения себя или другого.
Важно, однако, понимать, что, приняв его на себя, псалом нельзя читать формально, механически, ведь так произнесенное упование на Бога – ложь, а значит молитва не будет принята. Крайне оскорбительно для Господа также восприятие текста как некоего магического заклинания, слова которого якобы «действуют» сами по себе. Это – проявления не веры, а суеверия.
Молитва «Живый в помощи вышняго» толкование, сила молитвы, как помогает молитва
История возникновения этой молитвы идет от библейской книги, которую мы знаем как «Ветхий Завет» – где ей присвоен номер 90 (так возникло это название). У христиан молитва определена первыми словами – «Живый в помощи».
Мнения о происхождении молитвы немного разделились. Согласно одним сведениям написана она была иудейским царем Давидом. Эту молитву он написал в надежде исцелить свой народ от страшной болезни, которая убивала его. Историки пишут, что эта эпидемия продолжалась всего три дня, и пророк Давид написал Псалом, как благодарность за великую Божью силу – исцеление. Еще молитву можно встретить под названием «Хвалебная песня Давида».
Другие же сведения говорят, что написана молитва пророком Моисеем. Несмотря на разногласия и отсутствие единого мнения о происхождении молитвы, в силе ее не сомневается никто. Толкование Псалма построено на том, что вера в Спасителя имеет особую силу.
- Бог-Защитник – каждый, кто живет с надеждой и верой в Бога, может найти убежище и пристанище, спасение от трудностей в жизни
- Бог-Спаситель – главный защитник православных
- Молитва указывает на пророчество – приход на Землю Христа, призванного спасать и защищать человека
Молитва «Живый в помощи вышняго»
В чем же выражен смысл каждого стиха молитвы? Давайте разберемся:
- У кого есть помощь Божья, тот будет храним его силой. Помощь, нужно понимать, как закон заповедей, которые Спаситель давал в помощь человеку от невзгод и бед
- Кто имеет сильную веру, тот почитает Господа своего. Верующий человек находит в Боге надежное убежище, защиту, на которую он может надеяться
- Бог оградит от физического насилия, проявления греха, страсти, защитит от клеветы, упокоит душу верующего
- В стихе об истине речь идет о том, что нужно быть чистым перед Богом в своих мыслях
- Тот, кто живет в согласии с Господом, получает благословение и помощь, тому не страшны плохие люди (грабители, воры), физические и умственные удары судьбы
- У кого есть помощь Господня, тот перестает бояться вещей, которые искушают: лени, беспечности
- С Божьей помощью можно научиться видеть того, кто желает зла
- Если человек глубокой веры сильно нуждается в помощи Спасителя своего, видит в нем заступника, то сможет получить огромную защиту со стороны Господа
- Человек, уповающий на Бога, будет огражден от зла телесного, будет защищен от болезней и проблем
- Бог в помощь нуждающемуся в нем человеку, присылает Ангелов-Хранителей
- Ангелы будут держать верующего на руках, чтобы он не споткнулся о камень. Символ силы защиты – Руки Ангелов, которые будут оберегать от искушения и греха, тяжелых обстоятельств в жизни. Камень – символ порока, который выступает препятствием в проявлении добра
- Бог защитит от страшных змей и хищников. Здесь подаются названия ядовитых змей, таких как аспиды и василиски, которые символизируют недопустимые качества, присущие человеку: клевету и зависть (как свою собственную, так и от других людей). Крупные хищники Лев и Дракон – символ жестокости и бессердечности. Человек с честной и праведной душой будет в силах преодолеть такие отрицательные черты
- Человек надеется на Бога, ведь Господь все время защищает его, ограждает от опасностей окружающего мира. Имя Господа Бога сможет узнать тот человек, который преодолеет все греховные пороки, сможет быть выше глупости и трусости, тот, кто искренне живет по законам и заповедям, предписанным Защитником
- Бог всегда услышит человека, который нуждается в нем, если тот позовет его. Бог будет рядом в печали, в жизни, в душе
- Высшей наградой для истинно верующего человека будет вечная жизнь, а также спокойная и долгая земная
Бог слышит всех, кто зовет его, кто просит его, кто уповает на него, Бог как заботливый «отец», который всем сердцем хочет помочь своему ребенку, обрести покой и мир. Милость Господа может получить и большой грешник, который в момент обращения проявит свою веру и надежду на помощь.
Пояс с молитвой – православный оберег?
Но бывают случаи, например, боевые действия, иная опасная для жизни работа, когда псалом лучше всего читать постоянно но обстоятельства, к примеру, боев, не дают такой возможности. Именно в таких случаях текст его писали на бумаге и зашивали в одежду, либо писали на поясе. По сути, это – своего рода форма непрестанной молитвы.
Пояс «Живые помощи» можно купить в церковной лавке
Разумеется, православию чужд всякий магизм и само понятие «оберега», магического предмета, который якобы «сохраняет» от зла.
От бесовских сил, опасностей хранит, прежде всего, вера, которая выражается в надежде на Бога.
- Читайте также: Это таинственное Шестопсалмие, или Почему в храме погасили светильники и свечи
Как правильно носить
Пояс, называемый «Живые помощи» – это лента из атласа или хлопка, на которой написан текст псалма. Кроме того, он может быть также написан на ремне.
Правильное ношение пояса связано с пониманием, прежде всего, смысла этого действия; согласно 36 правилу Лаодикийского Собора (сер. IV в.) «не подобает освященным или причетникам быти волшебниками, или обаятелями, или числогадателями, или астрологами, или делати так именуемые предохранилища, которые суть узы душ их».
Под «предохранилищами» имеются ввиду написанные на ткани или бумаге молитвы, которые у иудеев было принято носить на голове или груди. Такая практика признавалась суеверием; именно поэтому «просто» носящий пояс будет подпадать под соборное прещение. Другое дело, если это – форма непрестанной молитвы, которая в экстремальной ситуации действительно невозможна иным образом.
Вот что говорит об этом протодиакон Сергия Шалберов:
«Защита не в том, чтобы обвязать пояс вокруг талии, но в том, чтобы человек верил не в могущество пояска или молитвы-заклинания, но в то, что воля именно Божия, а никакое колдовское влияние определяет ход событий в его жизни и господствует над нею. Одного молитвенного обращения чистого сердца сердца к Богу достаточно для защиты человека, а поясок в этом случае может быть лишь вспомоществующим средством, побуждением к сердечной молитве в праведной жизни — не более…»
Что касается образа ношения, то обычно рекомендуют такие варианты:
- под одеждой, можно – прямо на теле;
- в сложенном состоянии, например, в нагрудном кармане.
Считается также, что если христианин не находится на войне или не пребывает в иной подобной экстремальной ситуации, носить пояс постоянно не стоит.
Читайте также:
Зачем нужна Иисусова молитва современному христианину
«Церковный браслет»
К настоящему времени подобные браслеты можно найти в магазинах, специализирующихся на продаже православных товаров. Например, один из них, «Магазин православной утвари», представляет на своей странице целый ряд таких браслетов для женщин. Особенность этих украшений, внешне не отличающихся от обычных – особая бусина с крестом, внутрь которой помещен текст 90 псалма.
По словам продавца, изготовитель браслета – Дивеевский женский монастырь.
Существуют также браслеты, например, из серебра, более широкие, где текст псалма написан непосредственно на их поверхности. Такие браслеты есть как женские, так и мужские.
Отношение современных пастырей к таким вещам можно назвать неоднозначным. Прежде всего, некоторые сомнения вызывает странноватое совмещение молитвы и чистого украшательства – в этом плане куда более логичны выглядят пояса, тогда как браслеты больше похожи на «предохранилища», осужденные Лаодикийским собором как «узы душ» тех, кто их носит.
Вот как говорит об этом иерей Петр Гурьянов:
«Браслет — штука красивая, но бесполезная в деле личного спасения».
Молитва для солдата
Ветераны Великой Отечественной войны свидетельствуют, что жены, матери часто давали им с собой эту молитву.
Ее зашивали кто в гимнастерку, кто в подкладку шинели. Во многом это объяснялось условиями атеистического государства, когда ношение, например, пояса, могло стоить ареста, а то и расстрела.
Не все решались носить молитву, например, завернув в листок с ней нательную икону, как это делали многие солдаты и офицеры царской армии. Именно поэтому «Живый в помощи» носили тайно.
Сейчас возможно:
- действительно зашить написанную на бумаге молитву в одежду – так она почти гарантированно не потеряется;
- носить ее на груди вместе с нательным крестиком;
- просто держать текст в нагрудном кармане.
Если возможно, молитву лучше написать своими руками. Ведь сам процесс написания священных слов – тоже молитва, так как пишущий проникается ее словами, переживает их. Да и уходящему на войну такой подарок, написанный родным человеком, будет более дорог, а значит – подвигнет его самого на молитву Богу.
Икона
Зачастую текст псалма можно увидеть в церковных лавках напечатанным – а вместе с ним на листе плотного картона может находиться икона Спасителя.
Такую святыню можно положить в нагрудный карман, и, так как воин далеко не всегда имеет время и возможность для молитвы, даже взгляд на лик Господа вместе с чтением псалма, может послужить укреплением и утешением.
- Читайте также:
- Молитвенный вопль к Богу о защите в смертельной опасности — 26 псалом царя Давида
Отзывы
Среди свидетельств людей, которые получили помощь, читая 90 псалом, есть рассказы тех, кто прошел Великую Отечественную, а есть – и наших современников и даже иностранцев.
Так, Ф.Л. Роусон, выдающийся инженер и один из крупнейших ученых Англии, автор книги «Осознание жизни», рассказывает, об удивительном случае в истории одного английского полка во время 2-й мировой войны.
Рекомендуем: Псалтырь: как читать дома начинающему — чек-лист
Композиционное построение и толкование
Сложная композиция молитвы построена в виде диалога между верующими людьми (1 — 13 стих). В конце мы слышим голос Господа, обращение его к своей пастве (14 — 16 стих).
Основной смысл молитвы в том, что люди, в сердцах которых живёт Бог, находятся под его защитой и покровительством. Не следует понимать упрощённо этот тезис. Каждый человек, в том числе верующий, проходит в жизни испытания. Господь рядом с ним незримо и в трудные моменты, в критической ситуации.
Толкование
В первых двух строках сказано: «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «Прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» Это утверждение того, что верующий человек полагается на волю Божью, считает Всемогущего своей защитой.
Далее идёт перечисление, от чего защитит Господь, от каких напастей. Следует понимать строки, как в буквальном смысле, так и в иносказательном, сакральном. Строки: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его».
Верующий подпадает под Божье Покровительство, оно распростирает над ним свои незримые крылья. Сеть ловца, или как в другом переводе звучит «птицелова», можно трактовать, как реальный капкан, сеть. Глубинный смысл — искушение, которые расставляет дьявол, чтобы поймать в свои сети человека. В период царствования Давида, после переписи населения, в Иерусалиме вспыхнула эпидемия язвы.
Пророк Гада рекомендовал установить алтарь во славу Господа, в том месте, где остановил Ангел Божий врагов израильтян. Эпидемию удалось остановить. Позже сын Давида Соломон построит на этом месте Храм. «Гибельная язва», в широком смысле, означает болезни.
Следующие строки: «Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень». Перечисляются беды, которые могут подстерегать человека. Ночь — опасное время суток в прямом смысле. Именно в этот период активизируются преступники.
В эзотерике считают, что злые духи, бесы пугают и пытаются проникнуть в тело человека в ночное время. «От стрелы, летящей днём, язвы, ходящей во мраке, заразы…» трактуют и в буквальном смысле. Моровую язву в древности называли «гибельной стрелой». «Зараза, опустошающая днём» подразумевает лень, которая расслабляет человека. В обобщающем смысле, в псалме 90 Давид перечисляются основные искушения, беды и напасти, которые преследуют людей.
Трактовка строк: «Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым». Царь Давид неоднократно участвовал в сражениях войнах.
В период правления израильского царя Саула, во время войны с филистимлянами, убил пращой Голиафа, стал героем. Зависть к популярности Давида спровоцировали Саула к попытке его убийства, после чего ему пришлось скрываться в других странах. Великий правитель считает, что только покровительство Всевышнего помогло ему выстоять во многих единоборствах, сражениях. Это отражено в строках: «Но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым». «Тысяча и десять тысяч» — символы, которые обозначают большое количество врагов.
В сакральном смысле эти строки псалма означают, что даже в трудных, угрожающих жизни обстоятельствах, Бог всё равно остаётся с верующим и защищает его. Всевышний приказывает Ангелу Хранителю защитить человека. Это подтверждают последующая часть текста: «Ибо ты сказал: Господь — упование мое». Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе; охранять тебя на всех путях твоих; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона…».
Победа над аспидом и василиском (ядовитыми змеями), львом и дракон — символ силы, мощи Божественной Защиты. Для неё нет преград, ни в реальном, материальном, ни в инфернальном мире, населённом злыми духами.
Обращение Всевышнего
Текст последней торжественной части псалма 90: «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое». Торжественное обращение Всевышнего к пастве своей, свято верующей в его силу и защиту. Посыл Бога к надежде на спасение рода человеческого, воцарения Царства Божьего.
Важная часть слова Всевышнего: «Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его…». Некоторые люди думают, что достаточно прочитать псалом 90 и отступят все напасти. Путь к Богу — тернистая, долгая дорога.
Стоит вспомнить известную притчу, когда одному человеку приснился сон. Он идёт вдвоём с Господом по песчаному берегу. В последних картинках сна отразились самые тяжёлые моменты его жизни. Он обернулся и увидел только одну пару следов. Обратился к Богу с упрёком, где он был в самый тяжёлый период. На что Всевышний ответил ему, что не оставлял его. Ведь это Всевышний нёс на руках человека, когда он почти не мог идти, поэтому на песке следы только одни следы.
Только человек, который прошёл через покаяние, очистил душу, открыл сердце Богу — достоин его защиты. Подтверждение находим в Евангелие: «Будьте, как дети и спасётесь». Высокая стадия искренней беспредельной веры, как у детей, — способ найти его благословление и защиту.
Церконославянский вариант молитвы «Живый в помощи»
Молитва помогает людям для которых необходима защита и спасение в экстремальных, тяжёлых, военных условиях. Такое толкование лежит на поверхности, а вот более глубинная суть несколько скрыта. Идея Псалма 90 , в том, что надежда на Всевышнего –это непреодолимый факт и сила! Блаженный Давид писал людям о том, что упование на Бога, сила непреодолимая. Веря в Творца мы находим в нём заступника, спасителя от страхов и неприятностей, злобы.
Рекомендации и правила прочтения молитвы «Живые помощи»